Я - учитель истории, обществознания и мировой художественной культуры.
Здесь будут публиковаться мои авторские статьи о художественных произведениях, специальной профессиональной литературе, педагогике и искусстве с целью обобщения и систематизации полученных знаний и приобретённого опыта
А вы думали, что в рамках марафона #деловблоге я все время буду писать
только о педагогике и особенностях учительского труда?
Как бы не так! В рамках шестого задания марафона необходимо описать
себя с помощью ассоциаций:
«Покреативим? Попробуйте описать себя необычным образом.
Если бы вы были городом, то каким? А песней, специей, цветком? Роль какой
героини вы бы смогли сыграть?»
Задание ввело меня поначалу в некоторый ступор, сразу
подумалось: вот тебе и выход из зоны комфорта.
Для меня это на данный момент
самое сложное задание, так как с креативностью в виде именно творческих
ассоциаций у меня с детства складывается не очень…
Можно было было бы написать стихотворение пятилетней
давности, но это противоречило бы условиям задания.
В рамках 5-го задания марафона #деловблоге необходимо написать
сторителлинг с описанием значимой в своей жизни истории.
Задание оказалось очень непростым: как выбрать из
калейдоскопа запоминающихся событий одно, наиболее значимое?
Из всех пришедших в голову историй захотелось рассказать о трёх,
которые связаны друг с другом незримыми нитями, несмотря на то, что их отделяют
друг от друга много лет.
Когда я училась в школе в 7-8-х классах, меня часто
отправляли на различные олимпиады. География, литература, иностранные языки и
многие другие предметы превратились для меня в нескончаемый калейдоскоп…
В 8-м классе мне пришлось поучаствовать в 11 олимпиадах по разным
предметам, что, безусловно, сказалось в тот период на здоровье.
Добавим ко всему
прочему давление со стороны учителей: ты должна, должна, должна…Это сейчас мы,
взрослые, к установке «должен» умеем относиться философски. Ребенок же перед
таким давлением зачастую беззащитен. Для меня результатом такого давления стал
стресс, психологическая и интеллектуальная перегрузка и, как следствие, падение
уверенности в своих силах.
Думаю, что в моей ситуации оказывался каждый второй
из тех, кто сейчас читает этот пост.
Когда я сама начала работать учителем, то решила для себя,
что мои ученики такого стрессса и давления испытывать не будут. Из олимпиадного
прошлого своего детства я извлекла для себя серьезный урок и поняла, что любое
конкурсное движение для детей должно проходить под руководством педагога в
свободной и комфортной для них атмосфере, быть для ребенка во благо, а не
вопреки его интересам и ценностям.
Школа – это не только подготовка колимпиадам и ЕГЭ.
Разве зубрежку под
давлением мы вспоминаем из нашей школьной жизни? Нет, мы вспоминаем общение со
сверстниками, разговоры по душам, общее любимое дело. Так, например, после
того, как в 9-м классе у нас сменился учитель истории, то это повлияло на нас
настолько, что благодаря ему мы с одноклассниками на школьных праздничных вечерах
не просто пели и танцевали, а вели разговоры на исторические темы и
исторические дискуссии, потому что нас захватила история и нам было интересно
говорить об истории. Причем – без фактического присутствия учителя во время
наших исторических бесед в свободное время.
И сейчас, уже давно будучи учителем, я строю свою работу по
личностному и интеллектуальному развитию детей на принципах свободной для
творчества и личностного роста, психологически комфортной и благоприятной для
ребенка атмосферы, без какого-либо давления.
На мой взгляд, только так можно помочь детям раскрыть самих
себя.
В моей профессиональной деятельности это проявляется, например, таким образом. Кстати, здесь немного вещаю и я (как раз о развитии детей):
Что выберет ребенок – установку «ты должен» или формулу «мне
это интересно», зависит, в первую очередь от того, какой выбор между двумя
этими альтернативными путями выберет сам учитель.
Выбор всегда за педагогом.
Я считаю, что детство – это самая чудесная пора в жизни
человека, и в наших силах сделать детство для наших подопечных наполненным
творчеством, яркими и положительными эмоциями и увлекательными событиями, которые
оставляют светлые воспоминания и эмоции.
В рамках 4-го задания марафона #деловблоге необходимо дать точки
соприкосновения между собой и читателями, а именно – рассказать о своих ролях.
В данном посте я хотела бы не просто рассказать о своих
социальных ролях (или, как говорим мы, историки и обществоведы, о своем «ролевом
наборе»), а о том, что дает мне каждая из моих социальных ролей.
Невольно я задалась вопросом о том, для чего в моей жизни
появилась та или иная роль, какое значение она для меня имеет?
Расскажу об этом поподробнее.
Итак, вот мой ролевой набор:
1. Учитель.
Педагогика – неотъемлемая часть моей жизни.
Я учу детей, но при этом сама учусь у детей, учусь их открытости миру,
непосредственности, честности, открытости и отзывчивости. Счастлива, что у меня
именно такая профессия. Бывали периоды, когда психологически мне было очень
тяжело. В такие дни именно педагогика и дети спасали меня и вытягивали из
негатива, даже если это никто не видел, и я никому не говорила. Профессия,
которая дет очень много. Дает гораздо больше, чем – признаться честно – иногда забирает.
Профессия, которая спасает и в прямом, и в переносном смысле этого слова.
2. Историчка.
История – любовь всей моей жизни. Пожалуй,
это тот предмет, который, как никакой другой расширяет кругозор, развивает
мировоззрение и интеллект, а также аналитическое мышление. Историк должен быть
подкован в разных отраслях и сферах различных наук и никогда не стоит на месте.
Кроме того, история – это такая наука, в изучении которой нет никаких пределов
и границ; раскрывая одни исторические тайны, открываются новые. История для
меня – это удивительный мир открытий. Я очень часто говорю обо всем этом своим
подопечным.
За все эти годы как учебы в педагогическом
университете, так и профессиональной педагогической деятельности сформировалась
стойкая привычка подвергать многое причинно-следственным связям, подвергать
историческому анализу художественную литературу, фильмы и т.д. И это здорово!
Очень люблю эту свою социальную роль. 3. Специалист в области коррекционной педагогики и
специальной психологии.
Получила второе образование по данному
направлению и глубоко убеждена в том, что КАЖДЫЙ УЧИТЕЛЬ, работающий в школе,
должен получить такую дополнительную специальность, вне зависимости от того,
какой предмет он ведет (это мое личное мнение). При этом не столь важно, есть
среди его учеников дети с ограниченными возможностями или нет. Согласитесь, у
каждого учителя есть слабоуспевающие дети или дети из «групп риска». В работе с
такими учениками знания и навыки в сфере коррекционной педагогики бесценны. Сразу
по-другому смотришь и на свою работу с такими детьми, и на самого
слабоуспевающего ребенка, с пониманием и знанием вопроса, эффективнее
применяешь к таким детям дифференцированные подходы.
А что касается психологии, то здесь очень
важно отметить, что каждый учитель, вне зависимости от того, какой предмет он
ведет, априори является еще и психологом. Дети часто обращаются к нам со своими
проблемами, сомнениями, страхами, и мы хочешь-не хочешь должны применять здесь
знания по психологии. Знания не в повседневно-бытовом понимании этого слова, а
действительно профессиональные знания, то есть либо получать дополнительное
образование по данной специальности, либо самим штудировать книги по
психологии, просматривать вебинары, изучать профессиональную литературу и т.д. Подход
к своей работе в целом сразу меняется. Учитель, подкованный хорошими
психологическими знаниями, знает, как помочь и своим подопечным, и самому себе.
Я очень часто применяю элементы психологической работы в своей внеурочной
деятельности, в работе медиастудии. Например, та же самая работа юных медийцев –
это еще и преодоление своих страхов, сомнений перед будущими результатами
своего труда, мы часто обсуждаем, что происходит в их жизни и думаем о том, как
им помочь, если это необходимо.
Роль специалиста в области коррекционной
педагогики и специальной психологии тоже очень много мне дает.
Я часто вспоминаю философию Л.С.Выготского,
который утверждал, что смысл и цель жизни – в постоянном развитии, в том, чтобы
никогда не останавливаться на достигнутом и не успокаиваться в своем развитии.
Именно это дает мне данная роль.
4. Магистрантка.
На данный момент я учусь в магистратуре и
получаю теперь уже третье образование.
5. Руководитель школьной медиастудии и куратор
медиаволонтеров в школе.
Здесь, я просто скажу, что очень люблю свою
медиастудию и своих очень талантливых медийцев. А подробнее об этом можно
узнать в этом видео.
6. В прошлом – волонтер, а также соруководитель
волонтерского лагеря, причем далеко за пределами региона, в котором я живу. Так
уж сложилось. Эта деятельность дала мне очень много. Навыки работы в
волонтерском лагере я применяю сейчас в своей школе при работе с
медиавовлонтерами. К сожалению, на продолжение фактической волонтерской деятельности
времени катастрофически не хватает, хотя продолжения – признаюсь честно – очень
хочется.
7. В прошлом внештатный сотрудник некоммерческих
организаций. В данной роли я очень многому научилась. Настолько многому, что
убеждена: без опыта знаний, полученных при работе с НКО, я не делала бы то, что
делаю сейчас. Именно в НКО я училась навыкам социального проектирования и оттачивала
их. Именно в НКО я училась прогнозировать результаты своей деятельности и
видеть далеко вперед. Спасибо людям, с которыми я работала, это был неоценимый
опыт и неоценимые знания. 8. Вот еще одна моя социальная роль – инициаатор инновационных
образовательных программ и проектов.
В завершение хотела бы отметить следующее:
я уверена в том, что данные нам роли – судьбой, нашим выбором, провидением –
даются нам не просто так. Они даются нам для того, чтобы привнести много нового
и интересного в нашу жизнь.
Люблю каждую из своих ролей и, конечно,
готова к вживанию с новыми ролями, которые тоже будут любимыми…