воскресенье, 28 июня 2015 г.

"Мелкий бес" Фёдора Сологуба

"Мелкий бес" - роман одного из самых загадочных представителей литературы серебряного века – Фёдора Сологуба. Это произведение было экранизировано режиссёром Николаем Досталем в 1995 году. 


На мой взгляд, этому роману уделяется незаслуженно мало внимания, в то время как он является величайшим произведением, которое можно поставить в один ряд с «Преступлением и наказанием» и «Бесами» Фёдора Достоевского, «Человеком в футляре» Антона Чехова и «Шинелью» Николая Гоголя. 

Сологуб рассматривает в романе такое явление, как «передоновщина», раскрывая развитие болезни главного героя Ардальона Борисовича Передонова (шизофрении). «Передоновщина – это не болезнь, а явление общества, как говорил сам Фёдор Сологуб. Откуда появились истоки этой болезни общества? В чём видят суть передоновщины автор романа и авторы фильма? В этом мы постараемся разобраться вместе с вами.
Передонов в романе – человек, который не видит ни цели, ни смысла своей жизни. Работа учителя, в которой настоящий педагог видит свою высокую миссию, является для главного героя лишь инструментом мнимого повышения по социальной лестнице, дети – объекты садистских проявлений. Как и в романе, Передонова в фильме (актёр – Сергей Тарамаев) ничего не радует, кроме фальшивых и сфабрикованных его невестой писем княгини о повышении. Жизнь бесцельна, но у Передонова есть цель: ему надо получить инспекторское место, которое сразу осмыслит все его существование. Не получая желаемого, Передонов не просто сходит, а буквально сползает с ума, его сумасшествие ярко отражено в фильме (в движениях, выражении лица и глаз актёра, который безупречно вжился в образ). 
Передонов сходит с ума, после чего многие читатели (и зрители фильма) вздыхают с облегчением: слава Богу! если Передонов — сумасшедший, то, быть может, и вся передоновщина есть сплошная патология. При этом они закрывают глаза на то обстоятельство, что остальные действующие лица романа, все вместе и каждый в отдельности, нисколько не менее страшны по своей духовной сущности, чем сам Передонов. У каждого из них есть своя цель, своего рода «инспекторское место», которой они тщетно пытаются осмыслить свое мещанское существование и побороть гнетущую бессмысленность жизни: глупая и грязная Варвара добивается женить на себе Передонова, его же и для этой же цели ловят Вершина, Марта, Рутиловы; предводитель дворянства Верига «метит в губернаторы» — все это своего рода «инспекторские места»... Да и вообще все эти Володины, Преполовенские, Грушины, Тишковы, Кирилловы, Гудаевские — чем они менее страшны в своей пошлости по сравнению с Передоновым? А все они живут и прозябают, пребывают в здравом уме и твердой памяти и до сего дня... Тем-то и страшна для Ф. Сологуба жизнь, что она — мещанство и передоновщина сама по себе, что такою ее делают люди, делает человечество, эта миллионноголовая гидра пошлости. Пугающее его мещанство он видит везде и во всем. Передонов сошел с ума, передоновщина осталась...
Вот откуда у Ф. Сологуба этот страх жизни, вот чем страшна жизнь. Жизнь — бессмысленна, жизнь — мещанство. А между тем цели, смысла, правды ищут все, ищет и сам Передонов. «Есть же и правда на свете», — тоскливо думает он, а автор прибавляет от себя: «Да, ведь и Передонов стремился к истине, по общему закону всякой сознательной жизни, и это стремление томило его. Он и сам не сознавал, что тоже, как и все люди, стремится к истине, и потому смутно было его беспокойство. Он не мог найти для себя истины и запутался, и погибал». Вместо истины — ложь, вместо реальности — бред, та «маленькая, серая, юркая недотыкомка», которая, быть может, ярче всего воплощает в себе серое и ускользающее от ударов мещанство жизни. Для Передонова она-то и была той ложью, которую он принял за истину; она была для него несомненнее и реальнее всей окружающей действительности.
Истоки передоновщины автор фильма – Николай Досталь – отражает в фильме по-своему в самом финале, в эпизодах, которые отсутствуют в романе Сологуба. Когда после убийства, совершённого Передоновым, к нему в дом ради любопытства приходят его ученик Саша Пыльников и влюблённая в него Людмила Рутилова, они видят фотоальбом с фотографией юного 14-летнего Передонова. Оказывается, на фотографии это не загнанный в угол и нищий всем человек, ненавидящий всех и всё и самого себя, а чистый и невинный молодой человек с одухотворённым лицом. В юности Передонов был таким же, как не испорченный жизнью Саша Пыльников: открытым миру и безгранично добрым и наивным. Что же произошло с этим юным чистым молодым человеком? Почему он превратился в шизофреника и убийцу? Авторы фильма дают ответ на этот вопрос в финальных сценах.
Саша Пыльников, совращённый Людмилой (на постели Передонова и Варвары) прощается с чистотой своей беззаботной юности и окончательно попадает под влияние своего окружения: завистливого, обожженного злобой, ложью и ненавистью. Авторы фильма недвусмысленно указывают на то, что Пыльникова ждёт та же судьба, что и Передонова. И не Передонов виноват в том, каким он стал. Виной тому само окружение, социальные явления, пустившие метастазы в обществе. Пока каждый человек не захочет увидеть в себе «мелкого беса» и искоренить его, пока каждый не захочет увидеть цель и смыл своей жизни в созидании, а не саморазрушении, передоновщина будет жить. Она и сейчас живёт, разве не так?
А что же произошло с Передоновым в фильме?
Финальные кадры, в которых мы видим Передонова в смирительной рубашке, глядящего на бескрайнего небо и солнце, поистине гениальны. Он никогда не получит инспекторское место, к которому так стремился, его жизнь закончится в застенках психиатрической клиники. Но только сейчас, после совершенного двойного убийства он, никогда не разглядывавший прежде красоту природы во всей её божественности, только сейчас познал для себя её смысл. Возможно, в эти минуты ему открылась бессмысленность всей его прежней жизни. Но уже слишком поздно…
Прототипом Передонова в романе послужил реальный человек. По словам Сологуба, это был некто Страхов, более сумасшедший, чем Передонов в романе, окончательно сошедший с ума в 1898-м году.

Гениальность фильма именно в том и заключается — в коротких выразительных эпизодах, подчеркивающих характер главных героев, в раскрытии истоков «передоновщины» и, конечно же, блестящей игре актеров С. Тарамаева и И. Розановой.
Особо хочется отметить христианский вопрос, отдельно стоящий в романе и отражённый в фильме. Жизнь без веры, как и в романе, равнозначна жизни без цели и смысла жизни.


Комментариев нет:

Отправить комментарий