воскресенье, 28 июня 2015 г.

"Суходол" Ивана Бунина (экранизация Александры Стреляной)

В рубрике «Литературное кино» представляю вашему вниманию дебютный фильм режиссёра и сценариста Александры Стреляной «Суходол» по одноимённой повести Ивана Бунина.

 «Аленьким цветочком, расцветшим в сказочных садах, была ее любовь. Но в степь, в глушь, еще более заповедную, чем глушь Суходола, увезла она любовь свою, чтобы там, в тишине и одиночестве, побороть первые, сладкие и жгучие муки ее, а потом надолго, навеки, до самой гробовой доски схоронить ее в глубине своей суходольской души».

Фильм рассказывает историю крепостной девушки Натальи, служащей в обедневшей дворянской семье в их деревенском поместье. Наталья не знает другой жизни, ее голова полна суеверий и страхов, но ее душа — душа героини. Через перипетии ее жизни: любовь, преданность хозяевам, мистический опыт, изгнание, предательство, веру, мы наблюдаем и то, как роковым образом складывается судьба семьи Хрущевых, в которой Наталья служит.Стреляная в своём дебютном фильме блестяще отразила драматичную судьбу главной героини, наделив её преданной беззаветной любовью и к Суходолу, и к барину Петру Петровичу, которого она будет любить до конца своих дней, и к барышне Тоне, в служении которой героиня видит единственный смысл своей жизни. Наталья (Яна Есипович) в фильме Александры Стреляной показана именно такой, какой её описывал Бунин: чистой, непорочной, беззащитной перед ударами судьбы, навеки преданной своим истокам. Наташа беззаветно любит своего барина, тайком забирает себе его зеркальце, чтобы, глядя в него, быть поближе к своей любви. Петр Петрович за украденное зеркало приказывает остричь Наташу и ссылает её за пределы поместья, в отдалённый хутор. Эта сцена – одна из самых драматичных в фильме Стреляной. Наталья плачет на коленях перед человеком, которого отчаянно любит и готова всё перетерпеть, всё вынести, до конца испить чашу своих страданий. 

«И в одиночестве, медленно испила Наташка первую, горько-сладкую отраву неразделенной любви, перестрадала свой стыд, ревность, страшные и милые сны, часто снившиеся ей по ночам, несбыточные мечты и ожидания, долго томившие ее в молчаливые степные дни. Часто жгучая обида сменялась в ее сердце нежностью, страсть и отчаяние — покорностью, желанием самого скромного, незаметного существования близ него, любви, навеки скрытой от всех и ничего не ждущей, ничего не требующей. Вести, новости, доходившие из Суходола, отрезвляли. Но не было долго вестей, не было ощущения будничной суходольской жизни — и начинал казаться Суходол таким прекрасным, таким желанным, что не хватало сил терпеть одиночество и горе...»


В повести «Суходол» над автором сохраняют власть поэзия русской старины, отдельные черты немудрёного быта отцов, «древней семейственности, что воедино сливала и деревню, и дворню», чувство близости к предкам-«пращурам». Мрачные картины жестокого самодурства господ и рабской покорности крепостных — в центре повествования. Впрочем, неискоренимая пассивность, рабский страх перед жизнью и чувство обречённости присущи и господам. Со всей подлинностью, не оставляя никаких надежд, рассказал Бунин о деградации близкого ему социального мира, оказавшегося неспособным «ни к труду, ни к общежитию». 

«Пришли определенные слухи о воле — и вызвали даже тревогу и на дворне и в деревне: что-то будет впереди, не хуже ли? Легко сказать — начинать жить по-новому! По-новому жить предстояло и господам, а они и по-старому-то не умели. Смерть дедушки, потом война, комета, наводившая ужас на всю страну, потом пожар, потом слухи о воле — все это быстро изменило лица и души господ, лишило их молодости, беззаботности, прежней вспыльчивости и отходчивости, а дало злобу, скуку, тяжелую придирчивость друг к другу».

Александра Стреляная отразила в фильме деградацию российского дворянства до и после отмены крепостного права (именно этот период описывается в повести Бунина). Деньги ускользают из поместья, как сквозь пальцы, хозяева не могут грамотно распоряжаться своими средствами, вымещая злость на крестьянах, барышня Тоня сходит с ума от безответной любви, избивает дворовых девок и издевается над ними. До отмены крепостного права в 1861-м году помещики почти безраздельно владели крепостными крестьянами, могли делать с ними всё, что угодно, многие дворяне жестоко наказывали своих крестьян. Вот как об этом пишет в своей повести Бунин: «Вона, и в бегах живут! Только вот говорят, что старчики выжигают ворованным девкам и ребятам глаза кипяченым молоком и выдают их за убогеньких, а чумаки завозят к морю и продают нагайцам... Случается, что и ловят господа своих беглых, забивают их в кандалы, в острог сажают...»В фильме барышня Тоня рвёт Наталье волосы на голове, кидает в неё чашки. Сумасшествие Тони Наташа покорно терпит, и в этой покорности, в этом смирении отражается та огромная жертва, которую Наташа принесла ради своей барыни…

После отмены крепостного права многие крестьяне, получившие по Манифесту 19.02.1861 г. долгожданную свободу, не представляли, как ею распорядиться, что значит быть свободными. Так и Наталья до конца своих дней осталась прислуживать сумасшедшей барыне. Когда Петр Петрович отправил Наташу в ссылку, она оказалась в городе и потеряла дар речи от динамичной городской жизни. Наталья не знала другой жизни и так и не познала настоящей свободы. Жизнь её загублена.Одну из ролей, беглого монаха Юшки, изнасиловавшего Наташу, сыграл легендарный Олег Гаркуша, один из лидеров группы «Аукцыон». Гаркуша блестяще отразил характер своего героя: циничного грешника, находящегося в бегах. 


По Бунину, власть Суходола над душой человеческой — в воспоминаниях, в обаянии «степи, косного ее быта, той древней семейственности, что воедино сливала и деревню, и дворню, и дом». Вещественное воплощение Суходола в фильме — голый выгон, разоренная, почерневшая от времени усадьба, понатыканные тут и там убогие избы, какие-то невнятные каменные арки — то ли амбаров, то ли монастырских стен — несут на себе печать некоей выморочности, странности, призрачности: доски рассыхаются, превращаясь в пыль, строения глушит и поглощает буйно разросшийся бересклет, камни исподволь, пласт за пластом покрывает культурный слой. «Плодами трудов и забот их был лишь хлеб, самый настоящий хлеб, что съедается. Строили они жилища. Но жилища их недолговечны: при малейшей искре дотла сгорают они…»Особо стоит отметить операторскую работу данного фильма. Оператор Александр Демьяненко в прямом смысле оживил прекрасные пейзажи, описанные в повести Буниным:

«В тучах, за окраинами вырубленного сада, за полуголой ригой и серебристыми тополями, вспыхивали зарницы, раскрывавшие на мгновение облачные розово-золотистые горы. Ливень, верно, не захватил Трошина леса, что темнел далеко за садом, на косогорах за оврагами. Оттуда доходил сухой, теплый запах дуба, мешавшийся с запахом зелени, с влажным мягким ветром, пробегавшим по верхушкам берез, уцелевших от аллеи, по высокой крапиве, бурьянам и кустарникам вокруг балкона. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем»...

В картине мы видим и золотистые широкие русские поля, и серые ночи, омрачённые страшными грозами, и утреннюю росу в густых лесах.

« Это не трудно, не трудно вообразить. Только надо помнить, что вот этот покосившийся золоченый крест в синем летнем небе и при них был тот же... что так же желтела, зрела рожь в полях, пустых и знойных, а здесь была тень, прохлада, кусты... и в кустах этих так же бродила, паслась вот такая же, как эта, старая белая кляча с облезлой зеленоватой холкой и розовыми разбитыми копытами».

Меня в этом фильме поразили и блестящий сценарий, который настолько оживил героев Бунина и добавил к его повести множество тончайших оттенков, и подбор актёров, и костюмы. Каждый кадр выверен и дополняет картину, описанную Буниным в повести. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий