воскресенье, 28 июня 2015 г.

"Иуда" Леонида Андреева (экранизация Андрея Богатырева)


«Может быть, Господь ведёт нас сложными, окольными путями, и непонятно, где Он ведёт нас, а где мы идём сами».

В рубрике «Литературное кино» обсуждаем появившийся недавно в сети художественный фильм молодого режиссёра Андрея Богатырёва «Иуда» по повести «Иуда Искариот» Леонида Андреева, вокруг которой и по сей день не утихают споры. 


Не претендуя на глубокий филологический анализ данной повести, я рассматриваю её, прежде всего, как художественное произведение, а, следовательно, описываемые Андреевым главные герои, и сам Иуда – не библейские герои, а персонажи, созданные воображением автора. Мне кажутся странными нападки на Леонида Андреева и режиссёра фильма «Иуда» А.Богатырёва, которых многие «правоверные» обвиняют в отхождении от Священного Писания. Повесть и фильм – это художественные произведения, а не богословские трактаты, и авторы имеют право на личностного осмысление и художественное воплощение событий, описываемых в Библии. Именно с этой позиции я их и рассматриваю.


В картине религиозная составляющая отведена на второй план. Режиссёр ленты Андрей Богатырев, работая над таким сложным материалом, решил сделать акцент на психологической сути сюжета, который не может основываться на библейских канонах, что позволяет режиссеру некоторые вольности даже наряду с текстом первоисточника. Снимаю перед ним шляпу: молодому режиссёру нужно иметь определенную смелость для того, чтобы экранизировать Леонида Андреева. Богатырёв, с моей точки зрения, не только справился с поставленной задачей, несмотря на отсутствие у фильма призов престижных кинематографических конкурсов, но и побудил зрителей разгадать послание, содержащееся в «Иуде» Андреева. Именно так я его и расцениваю: как ПОСЛАНИЕ человечеству, а не как свою трактовку библейского сюжета о Великом предательстве.
Отмечу, что, с моей точки зрения, ни Андреев, ни вдохновлённый им Богатырёв не ставят перед собой цели оправдать Иуду. Иуда в фильме, как и в повести – человек, охваченный гордыней и самолюбием, до самого своего трагичного конца искренне верящий в благие намерения своего предательства. Иуда оправдывает сам себя, но не в состоянии испытать настоящее раскаяние, оно не доступно главному герою.
«- Но разве благочестивые люди умеют отличить фальшивое от настоящего? Это умеют только мошенники».
«-Хорошо, Матфей, я – ничтожное существо. Но разве самое ничтожное существо не достойно любви?
-Достойно, лишь в том случае, если это ничтожное существо не упрекает Господа в том, что он создал его таким ничтожным».
В глубине души Иуда в фильме Богатырева испытывает страдания от того, что является изгоем, аутсайдером, пытается найти любовь Учителя, делая это не ради Господа, а ради самого себя, что особо подчёркивается авторами ленты. Иуда ослеплён своей гордостью и самолюбием, которые толкают его на путь предательства.
«Что он - безумен или издевается, этот предатель? Но он серьезен, и лицо его строго, и в безумной торопливости не бегают его глаза, как прежде. Вот останавливается он и с холодным вниманием осматривает новую, маленькую землю. Маленькая она стала, и всю ее он чувствует под своими ногами, смотрит на маленькие горы, тихо краснеющие в последних лучах солнца, и горы чувствует под своими ногами, смотрит на небо, широко открывшее свой синий рот, смотрит на кругленькое солнце, безуспешно старающееся обжечь и ослепить,— и небо и солнце чувствует под своими ногами. Беспредельно и радостно одинокий, он гордо ощутил бессилие всех сил, действующих в мире, и все их бросил в пропасть.
И дальше идет он спокойными и властными шагами. И не идет время ни спереди, ни сзади, покорное, вместе с ним движется оно всею своей незримою громадой.
Свершилось».
«Иуда» Богатырева – это не фильм-провокация, а фильм-напоминание нам, зрителям, о наших пороках, которые каждый из нас в состоянии преодолеть, если проникнуть в их сущность и понять свою гордыню.
Гибель Христа приближал не только Иуда, но и многие другие люди, Иуда же был лишь одним из них. В каждом из нас живёт Иуда, а до тех пор, пока мы не посмотрим своим порокам в лицо, мы не станем лучше и чище. Именно в этом, с моей точки зрения, главное послание и Андреева, и экранизировавшего его Богатырева.


Отдельно нужно сказать об исполнителе главной роли Иуды Алексее Шевченкове, который искренне и проникновенно сыграл своего героя. Глядя на Иуду Шевченкова, мы вглядываемся в себя, вдумываемся в свои поступки. А финальные кадры фильма перед самоубийством Иуды, в которых главный герой пристально вглядывается в камеру, напоминают своеобразный призыв: «Не совершайте тех же ошибок».
Этот фильм – призыв к диалогу с самими собой и со своей тёмной стороной, олицетворением которой в фильме и является Иуда Искариот.
«Я не прошу вас любить нас: возлюбите хотя бы своего соседа, чтобы не бросать камни, когда камнями бросают другие».
«Хорошими же людьми, по его мнению, называются те, которые умеют скрывать свои дела и мысли; но если такого человека обнять, приласкать и выспросить хорошенько, то из него потечёт, как гной из проколотой раны, всякая неправда, мерзость и ложь».

В картине религиозная составляющая отведена на второй план. Режиссёр ленты Андрей Богатырев, работая над таким сложным материалом, решил сделать акцент на психологической сути сюжета, который не может основываться на библейских канонах, что позволяет режиссеру некоторые вольности даже наряду с текстом первоисточника. Снимаю перед ним шляпу: молодому режиссёру нужно иметь определенную смелость для того, чтобы экранизировать Леонида Андреева. Богатырёв, с моей точки зрения, не только справился с поставленной задачей, несмотря на отсутствие у фильма призов престижных кинематографических конкурсов, но и побудил зрителей разгадать послание, содержащееся в «Иуде» Андреева. Именно так я его и расцениваю: как ПОСЛАНИЕ человечеству, а не как свою трактовку библейского сюжета о Великом предательстве. Отмечу, что, с моей точки зрения, ни Андреев, ни вдохновлённый им Богатырёв не ставят перед собой цели оправдать Иуду. Иуда в фильме, как и в повести – человек, охваченный гордыней и самолюбием, до самого своего трагичного конца искренне верящий в благие намерения своего предательства. Иуда оправдывает сам себя, но не в состоянии испытать настоящее раскаяние, оно не доступно главному герою. «- Но разве благочестивые люди умеют отличить фальшивое от настоящего? Это умеют только мошенники».«-Хорошо, Матфей, я – ничтожное существо. Но разве самое ничтожное существо не достойно любви?-Достойно, лишь в том случае, если это ничтожное существо не упрекает Господа в том, что он создал его таким ничтожным».В глубине души Иуда в фильме Богатырева испытывает страдания от того, что является изгоем, аутсайдером, пытается найти любовь Учителя, делая это не ради Господа, а ради самого себя, что особо подчёркивается авторами ленты. Иуда ослеплён своей гордостью и самолюбием, которые толкают его на путь предательства. «Что он - безумен или издевается, этот предатель? Но он серьезен, и лицо его строго, и в безумной торопливости не бегают его глаза, как прежде. Вот останавливается он и с холодным вниманием осматривает новую, маленькую землю. Маленькая она стала, и всю ее он чувствует под своими ногами, смотрит на маленькие горы, тихо краснеющие в последних лучах солнца, и горы чувствует под своими ногами, смотрит на небо, широко открывшее свой синий рот, смотрит на кругленькое солнце, безуспешно старающееся обжечь и ослепить,— и небо и солнце чувствует под своими ногами. Беспредельно и радостно одинокий, он гордо ощутил бессилие всех сил, действующих в мире, и все их бросил в пропасть.И дальше идет он спокойными и властными шагами. И не идет время ни спереди, ни сзади, покорное, вместе с ним движется оно всею своей незримою громадой.Свершилось».«Иуда» Богатырева – это не фильм-провокация, а фильм-напоминание нам, зрителям, о наших пороках, которые каждый из нас в состоянии преодолеть, если проникнуть в их сущность и понять свою гордыню. Гибель Христа приближал не только Иуда, но и многие другие люди, Иуда же был лишь одним из них. В каждом из нас живёт Иуда, а до тех пор, пока мы не посмотрим своим порокам в лицо, мы не станем лучше и чище. Именно в этом, с моей точки зрения, главное послание и Андреева, и экранизировавшего его Богатырева.Отдельно нужно сказать об исполнителе главной роли Иуды Алексее Шевченкове, который искренне и проникновенно сыграл своего героя. Глядя на Иуду Шевченкова, мы вглядываемся в себя, вдумываемся в свои поступки. А финальные кадры фильма перед самоубийством Иуды, в которых главный герой пристально вглядывается в камеру, напоминают своеобразный призыв: «Не совершайте тех же ошибок».Этот фильм – призыв к диалогу с самими собой и со своей тёмной стороной, олицетворением которой в фильме и является Иуда Искариот.«Я не прошу вас любить нас: возлюбите хотя бы своего соседа, чтобы не бросать камни, когда камнями бросают другие».«Хорошими же людьми, по его мнению, называются те, которые умеют скрывать свои дела и мысли; но если такого человека обнять, приласкать и выспросить хорошенько, то из него потечёт, как гной из проколотой раны, всякая неправда, мерзость и ложь».



Комментариев нет:

Отправить комментарий